<rmcreative>

RSS

Введение в шаблоны - Разделение данных и их представления

26 июня 2006

Типичная команда веб-разработчиков обычно состоит из программистов, дизайнеров и верстальщиков. Как им ужиться вместе? Ведь программист ничего не понимает в дизайне, а дизайнер (да и верстальщик чаще всего тоже) не очень хорошо представляет себе, что такое программирование.

Очевидно, необходимо распределить роли в проекте: дизайнеру - дизайн, верстальщику - вёрстка, программисту - код. Но не всё так просто. Ведь надо ещё и собрать все в единый рабочий продукт...

Чтобы упростить жизнь всем участникам проекта были придуманы системы шаблонов. С их помощью можно добиться полного (ну или почти полного) разделения труда.

При этом программист будет только каким-либо образом получать данные, а верстальщик уже засовывать их в нужное место придуманного дизайнером макета.

т.е. программист занимается получением данных, дизайнер - разработкой макета, верстальщик разработкой шаблона. Стыковкой же шаблона с данными занимается шаблонная система.

Если не вдаваться в подробности, то простейшая шаблонная система работает примерно так:

  1. Программист получил данные, отдал их шаблонной системе.

  2. Шаблонная система нашла и загрузила соответствующий данным шаблон.

  3. Шаблонная система подставила данные в шаблон и отдала полученный документ пользователю.

Теперь если понадобится изменить дизайн документа проекта, например, вывести данные в виде диаграммы, а не текстом, то программист уже не будет принимать в этом участия. Представлением данных руководит верстальщик!

Если же было решено сменить ассортимент товара или, например, перенести базу данных на другой сервер - всем займётся программист. И при этом он ни разу не заглянет в код шаблонов. Они останутся прежними.

Итак, главное назначение шаблонов - отделить данные от их визуального представления.

Шаблоны приятно использовать даже в маленьких проектах, но истинную их пользу можно почувствовать лишь в средних и крупных проектах.

Среди огромного количества шаблонных систем можно выделить две группы:

  1. Системы, призванные полностью отделить оформление от программирования.

  2. Системы, призванные отделить бизнес логику (работу с данными) от логики визуального представления.

В первом случае программист занимается подготовкой всех данных в конечном виде, т.е. отдаёт их шаблону простыми переменными. Верстальщик же только подставляет их в нужное место макета, задавая в соответствии с пожеланиями дизайнера какими цветами, шрифтами они будут отображены. При этом верстальщик не использует никакого кода и вообще может не иметь ни малейшего представления о программировании.

Во втором случае верстальщику даётся больше свободы. Теперь он самостоятельно может, например, обрезать строку текста до заданной величины, чтобы она не растягивала дизайн, представить переданный программистом массив данных в виде таблицы, текста, диаграммы. В этом случае верстальщику приходится изучить синтаксис шаблонов. Это конечно минус, но небольшой: обычно язык шаблонов не такой уж и сложный и состоит из 10-20 конструкций и правил.

Какого же направления придерживаться? Вопрос кажется не таким уж простым, но ответ не так уж и сложен:

В зависимости от ситуации.

Если верстальщик одновременно является дизайнером и ровным счётом ничего не понимает в программировании (а главное - не желает понимать), ему невозможно объяснить что такое массив, цикл и т.д. - используем первый вариант. Не показываем верстальщику код, объясняем, что если написать "такой специальный тэг", то вместо него будут наши данные. Верстальщик останется доволен. А вот программисту придётся попотеть - передать всё в удобном для верстальщика виде.

Использовать первый вариант можно при реализации маленьких проектов, где немного кода, либо проектов где критична скорость генерации страницы. Также данный способ хорошо подходит для шаблонов, редактируемых не верстальщиками, а конечными пользователями.

Если же ваш верстальщик не лентяй и может учиться - ваш выбор - второй вариант. Дадим верстальщику полное описание "как оформлять шаблон" и через два дня он будет знать всё, что необходимо. Теперь хорошо будет всем. Верстальщику не надо будет бегать к программисту, и просить: "а нельзя переименовать вот этот специальный тэг?". Программист не будет расходовать своё время на удобное для верстальщика представление данных: гораздо проще передать в шаблон объект и рассказать верстальщику, как получить то или иное поле.

Также при написании достаточно больших проектов первого варианта становится явно недостаточно и, хотя время генерации страницы немного страдает, чаще это решается покупкой нового сервера т.к. единственными действительно критичными параметрами для таких проектов являются сроки и качество реализации.

Выводы:

Шаблоны использовать определённо стоит. Они являются гибким и элегантным решением для разделения данных и их визуального представления.

Даже если сейчас вы со мной не согласны, вы всё равно рано или поздно начнёте их использовать с ростом масштабности ваших проектов. Стоит всегда выбирать шаблонную систему в соответствии с текущей задачей и ситуацией.

p.s. конкретные шаблонные системы, возможно, будут рассмотрены позже, а пока отмечу двух лучших, на мой взгляд, представителей выделенных групп шаблонных систем для PHP:

KTemplate призван полностью отделить оформление от программирования.

Smarty призван отделить бизнес логику от логики визуального представления.

Комментарии RSS

  1. №4431
    макс
    макс 18.04.2011, 11:39:15

    Программист занимается получением данных, дизайнер - разработкой макета, верстальщик разработкой шаблона. Стыковкой же шаблона с данными занимается шаблонная система. выво д на 5

  1. Почта опубликована не будет.

  2. Можно использовать синтаксис Markdown или HTML.

  3. Введите ответ в поле. Щёлкните, чтобы получить другую задачу.