<rmcreative>

RSS

Web 3.0

21 июля 2008

Джеффри Зельдман о Web 2.0, мыльных пузырях и современном рынке.

Перевод мой. Впервые опубликован на CSSBlast.

Оригинал: Web 3.0

http://www.alistapart.com/d/web3point0/webtonic.jpg

Google совместно с престижными библиотеками занимаются оцифровкой книг, для обеспечения поиска по ним. Это восхищает футуристов, но злит некоторых издателей. Оцифровка неизбежно приводит к созданию виртуальных копий и издатели жалуются на то, что такое тиражирование нарушает авторское право, даже если содержимое книги скрыто. В Нью-Йоркской Публичной Библиотеке, являющейся одним из партнёров проекта Google, недавно состоялись общественные дебаты на эту тему.

Мне была не очень приятна вся эта шумиха, раздутая вокруг темы веб-разработки и постепенно превратившаяся в настоящую ругань.

Довольно большая комната была переполнена. Посетителей было больше, чем сидящих мест. Но кресло передо мной всё ещё было свободно. И каждый раз, когда человек, надеющийся присесть, подходил к нему (а это случалось каждые несколько миллисекунд), сидящему рядом человеку приходилось объяснять, что оно уже занято…

Вскоре выяснилось, что человек берёг кресло не для друга или коллеги, а для незнакомца, который возложил на него эту обязанность. Пока добрый человек охранял чужой трон от настойчивого потока возмущённых посетителей, незнакомец поглощал бесплатное шампанское. Я удивился, каким же болваном надо быть, чтобы попросить придержать место 30 минут в переполненном помещении. Когда он, наконец, появился, я понял…

Ложка дёгтя…

«А не были ли Вы на Web 2.0 конференции?» — спросил прибывший вместо благодарности за придержанное место. Добродушный сосед выразил своё недовольство. Этот немногословный, но изобилующий прилагательными монолог услышало больше половины зала.

А вскоре выяснилось, что «web 2.0» не только страшнее апокалипсиса, но также и очень выгоден. То есть выгодно для инвесторов, таких же, как и выступавший. Но новую золотую лихорадку не стоит путать с .com-пузырём 90-х: «Web 1.0 не был революционным. Понимаете? Web 2.0 полностью революционен. Вы знаете, что такое XML? Вы слышали о правилах разметки? Ага. Так вот…»

И пошло-поехало…

Сначала я сдерживался, мысленно представляя себе изменённую сцену из знаменитого фильма «Энни Холл»:

ОН: «Я преподаю мастер-класс по венчурному капиталу, поэтому я думаю, что моё понимание XML самое правильное».

Я: «О, действительно? Тут как раз мимо Мистер Брей (http://www.xml.com/axml/testaxml.htm) проходил…».

Позже я начал закусывать щёки. Это было сродни лихорадке, вызывающей у меня стоны. Слава богу, наконец, это закончилось, и под конец вечера выступления были действительно стоящие.

Но осадок остался…

Больше сигнала, меньше шума

Давайте подведём итоги.

Болван в библиотеке обожал только свой собственный шум, но проблема тут в том, что он внёс помехи в полезную информацию. В какую? Так что же на самом деле значит «Web 2.0»? Что же в нём такого, что оправдывает риски?

По-моему, есть несколько положительных моментов.

Небольшие команды целеустремлённых людей — людей, которые однажды, возможно, уже работали на заказчиков с узким кругозором — сейчас могут свободно реализовать свои идеи и создавать отличные продукты. Такие приложения, как Flickr или Basecamp интересны, хорошо реализованы и просты в использовании.

Может кому-то этого покажется недостаточно, но чаще всего большие команды очень медлительны, обходятся дороже и создают слишком сложные веб-приложения, полезность которых для клиента близка к нулю, а цели довольно неопределённые. Понимание того, что небольшие, независимые команды, основываясь на принципе Парето могут быстро создать отличный продукт, работающий лучше, не только бодрит, но и действует. Так же, как и сотни любительских музыкальных групп мотивируются каждой внезапно проданной записью, небольшие команды могут получить хороший доход, даже и не снившийся сотням других.

Лучшие и самые популярные из этих новых веб-продуктов (то есть те два, что я упоминал) развивают общение и сотрудничество, предлагая новые или улучшая существующие способы личного и делового взаимодействия. Постоянное развитие выгодно создателям. Оно приносит деньги.

Так же оно полезно для нашей отрасли, потому что возможность прибыли воодушевляет умных разработчиков, до этого равнодушно выполнявших заказы, заставляет их начать задумываться об удобстве и дизайне и попытаться решить проблемы в их нише рынка. Благодаря этому, некоторые придумывают интересную работу и зарабатывают. И даже если жалование невысоко, разработчики могут поднять планку дизайна и удобства. А это полезно для всех. Если потребитель может выбирать лучшие приложения, которые стоят меньше или вообще бесплатны, то и вся отрасль работает лучше. Следовательно, и клиент, скорее всего, закажет хороший (удобный и с хорошим дизайном) проект, а не обычный «мусор».

От этого и крутимся

В дополнение к предпочтению более простых решений, создаваемых более проворными командами, всё, называемое «Web 2.0» имеет общие технологические особенности.

Административная часть чаще всего строится на технологиях с открытым исходным кодом, таких как PHP или (в особенности) Ruby on Rails.

Клиентская часть обычно создается, следуя стандартам: CSS для расположения элементов, XML для данных, XHTML для разметки, JavaScript и DOM, с небольшой примесью штучек от Microsoft(http://en.wikipedia.org/wiki/XMLHTTP) — для интерактивности.

При использовании веб-стандартов и частично технологий Microsoft получаются страницы, которые могут взаимодействовать с сервером без перезагрузки страницы, а приложения в итоге получаются «живыми» и, если можно так сказать, похожими на Flash. В своём докладе консультант Джесси Джеймс Гаррет озвучил то, что я сейчас упомянул. Он назвал это AJAX и аббревиатура не только прижилась, но и стала популярной на рынке.

Именно здесь ослеплённые рассказчики и оступаются. К примеру:

Стивен, молодой веб-мастер, только что отпраздновавший Бар Мицва (13 лет, важный этап жизни в иудаизме). Он получил кучу подарков и должен написать десяток благодарственных писем. Так как он знает веб-технологии, он создаёт онлайн «генератор благодарственных писем». Стивен показывает сайт своим друзьям, которые показывают его своим друзьям, и вскоре он начинает становится популярным у получателей различных подарков… не только у отпраздновавших Бар Мицва.

Если Стивен создал сайт с использованием CGI и Perl, использовал в разметке таблицы — это история о парне, который создал сайт ради собственного развлечения, возможно получая при этом общественное одобрение. Возможно, он даже поучаствовал в SXSW Interactive.

Но если он использовал AJAX и Ruby on Rails, Yahoo заплатит за приложение миллионы и Тим О?Рейли будет умолять его выступить с докладом.

Кого AJAX заставляет плакать

Мы немного отвлечемся, чтобы учесть две связанные с AJAX проблемы.

Первая касается людей, создающих веб-сайты. Представить работу AJAX приложения — то ещё дело. Лучшее, что придумала наша фирма — использовать подход Чака Джонса — рисовать ключевые кадры. Но у него было преимущество: он знал, что собирается сделать Багс Банни. Мы должны определить все возможные действия пользователя и отразить основные моменты каждого.

Вторая проблема касается всех, кто использует AJAX-сайт. Если привычки пользователей, связанные с веб всё ещё находятся в периоде становления, то привычное поведение относительно AJAX находится в зародышевом состоянии. Я всё ещё открываю для себя возможности Flickr. Не новые возможности… старые. Вы можете обнаружить что-то, просто кликнув по пустому месту. Это как пытаться прочитать новости при помощи детектора чернил «ACME Invisible Ink» с мелких клочков бумаги, разбросанных на вашем пути, до тех пор, пока вы не найдёте тот, на котором что-то написано.

Нет, я не ругаю Flickr. Я обожаю Flickr. Я хочу быть таким же одарённым, как люди создавшие его. Я всего лишь указываю на сложные проблемы дизайна, которые нельзя решить за ночь или маленькой командой. В проекте Ma.gnolia, который сейчас находится в бета-версии, мы использовали небольшие значки для того, чтобы обозначить возможность дополнительных действий и подсказать, что же это за действия. Мы пришли к выводу, что рисунки размером 16×16 пикселей могут передавать возможность действия: «вы можете отредактировать эти слова, щёлкнув на них».

Эти и другие проблемы скорее всего, будут решены кем-то из читающих эту статью. Главная цель всего этого — пробить стену безумной эйфории. Мы всё это уже проходили.

Мыльный пузырь

В то время, когда я начинал заниматься дизайном сайтов, на вопрос попутчика в самолёте «чем вы занимаетесь», я бы ответил что-то вроде «цифровым маркетингом», если бы хотел избежать удивлённого взгляда.

Спустя пару лет, если я говорил пассажиру, сидящему рядом, что я веб-дизайнер, он окидывал меня почтительным взглядом, которым смотрят на финалистов кубка Стэнли, лауреатов нобелевской премии и одновременно рок-звёзд.

Потом пузырь лопнул и тот же ответ на тот же вопрос вызывал отвращение, едва скрытое под жалостливым взглядом. Я помню встречу с удачливым предпринимателем в начале 2000-х. Он спросил меня, чем я занимаюсь. Надо было сказать ему, что я ошиваюсь вокруг детских площадок и похищаю деньги, выданные детям на обед. К такому ответу он бы отнёсся с большим уважением.

Я ненавидел тот пузырь. Меня бесило, когда Vanity Fair или New York Magazine относились к создателям веб-студий как к знаменитостям. Я ненавидел все те массовые информационные агентства и общество, слушающее их, которое либо игнорировало веб, либо путало его с электронной индустрией моды.

Внезапно, в пустоши веб массы увидели блоггеров. Но лишь тех, которые писали о политике и чаще всего принадлежали к левым или правым экстремистам. Веб «вернулся», даже, несмотря на то, что никуда и не уходил. (Конечно, в пятый раз, услышав, что Вольф Блитцер сказал «блоггер» или спросил, «а что же блоггеры скажут нам об этих пока не освещённых событиях?» вы уже не будете смеяться и захотите, чтобы те, кто не понимают веб продолжали бы его игнорировать как и раньше).

Но ничто, даже разглагольствования политических блоггеров, не захватывало так, как запах денег. Как только первая оцененная по достоинству «Web 2.0-собственность» начала находить покупателей, лихорадка, подобная лопнувшему пузырю захлестнула общество. «Сколько-сколько потратили Yahoo?», «Что-что купили Google?». Это было настоящее побоище.

Но как победить других акул в заливе, который во время этого кровавого пира стал совсем не похож на то, каким был раньше? Легко: откинуть всё, что было до этого как «Web 1.0».

Никогда не сдавайся

Если вы трудитесь над социальной сетью на AJAX и Ruby — удачи, успехов и… наслаждайтесь. Но не забывайте — над такой же идеей работают 20 других команд. Так что просто доделайте проект до того, как это сделают другие и сохраняйте чувство юмора вне зависимости от того, станете ли вы богатым или обанкротитесь. Особенно если станете богатым. Нет ничего хуже официозного миллионера.

Если вы чувствуете себя неудачником потому, что провели прошлый год, оттачивая свои навыки, работая на клиентов, занимаясь бизнесом или, возможно, занимаясь публикациями — вы особенный и замечательный. Держите голову высоко и никогда не давайте увидеть свои слёзы.

Что касается меня, Я больше не работаю через посредников и сразу перехожу к Web 3.0… чего ждать?

Комментарии RSS

  1. Почта опубликована не будет.

  2. Можно использовать синтаксис Markdown или HTML.

  3. Введите ответ в поле. Щёлкните, чтобы получить другую задачу.